Главным требованием к современному образованию в Приднестровской Молдавской Республике является обеспечение доступности качественного образования, которое связывается с такими понятиями, как здоровье, социальное благополучие, самореализация и защищенность ребенка в образовательной среде.
Социальный педагог в организации среднего профессионального образования – это специалист-профессионал, который призван обеспечивать взаимодействие семьи, организации образования, различных социальных институтов в воспитании обучающегося, помогающий ему, адаптироваться в сложных современных условиях.
Социальный педагог – это, прежде всего посредник, связующее звено между обучающимся и организацией образования, государственно – общественными службами, организациями, учреждениями, призванными заботься о человеке, его семье. Одновременно он – защитник интересов обучающегося и его законных прав.
Цель деятельности социального педагога в организации образования -создание благоприятных условий для развития личности обучающегося: физического, социального, духовно-нравственного, интеллектуального; оказание обучающемуся комплексной помощи в саморазвитии, самореализации, профессиональном становлении; защита обучающегося в его жизненном пространстве.
Основными направлениями работы по социально-педагогическому сопровождению образовательного процесса являются:
1. Защита социальных и образовательных прав обучающегося и его семьи:
– выявление и поддержка обучающихся, нуждающихся в социальной защите, опеке, попечительстве (дети – сироты, дети, оставшиеся без попечения родителей, обучающиеся с ОВЗ, обучающиеся из социально-неблагополучных семей);
– защита прав и интересов обучающихся (обращение особого внимания на оказавшихся в трудной жизненной ситуации) в различных инстанциях (педсовет, Совет по профилактике правонарушений, Комиссия по защите прав несовершеннолетних, инспекция по делам несовершеннолетних, суд, прокуратура и т. д.);
– защита и индивидуальная работа с обучающимися, подвергающихся насилию и агрессии со стороны взрослых.
- Социально-педагогическое исследование с целью выявления социальных и личностных проблем обучающихся:
– проведение социальной паспортизации обучающихся;
– изучение и анализ социально-бытовых условий и взаимоотношений в семьях обучающихся;
– социально-педагогическая диагностика с целью выявления личностных проблем обучающихся, семьи и др.
- Обеспечение социально-педагогической поддержки семьи в формировании личности обучающегося:
– раннее выявление неблагополучных семей;
– пропаганда здорового образа жизни в семье как необходимого условия успешной социализации обучающихся;
– психолого-педагогическое просвещение с целью создания оптимальных условий для взаимопонимания в семье, гармонизации детско-родительских отношений;
– духовно-ценностное просвещение;
– содействие включению родителей и лиц их заменяющих в учебно-воспитательный процесс;
– организация «круглых столов», семинаров, встреч для родителей, педагогов, обучающихся по социально-педагогической проблематике и др.
4. Социально-педагогическое консультирование:
– организация и проведение индивидуальных консультаций обучающихся, оказавшихся в трудных жизненных ситуациях;
– консультирование обучающихся по вопросам профессионально самоопределения;
– консультирование родителей, педагогов, классных руководителей (кураторов групп) по разрешению социально-педагогических проблем и др.
5. Социально-педагогическая профилактика и просвещение:
– раннее выявление и предупреждение фактов отклоняющегося поведения обучающихся;
– обеспечение профилактической и просветительской работы (с обучающимися, состоящими на различных видах учета («группа риска», внутренний учет, КЗПН, ИДН);
– организация превентивно-профилактической работы с обучающимися «группы риска»;
– способствование пропаганде здорового образа жизни;
– повышение уровня правовой грамотности обучающихся и их родителей с целью профилактики девиантного поведения;
– оказание психологической помощи и поддержки обучающимся испытывающих различные затруднения в системе отношений, которые вызывают дезадаптацию (болезнь, инвалидность, стресс и пр.).
6. Поддержка социальной деятельности обучающихся (в виде волонтерства, проектной деятельности):
– забота о больных, инвалидах и нуждающихся;
– благотворительные мероприятия для сверстников и людей пожилого возраста;
– благоустройство города, микрорайона, двора; охрана природы и памятников культуры;
– другие мероприятия, способствующие личностному и профессиональному самоопределению подростков и приобщающие их к общечеловеческим ценностям.
7. Социальная адаптация обучающихся с девиантным поведением:
– учет и контроль состояния дел обучающихся с девиантным поведением (составление списков, ведение индивидуальных карт сопровождения, планирование и проведение профилактической и просветительской работы с обучающимися (индивидуальной, групповой) склонными к девиантному поведению, и т. д.);
– наблюдение, беседы, интервьюирование и анкетирование подростков с целью выяснения причин их негативных поступков, помощь в устранении этих причин;
– индивидуальное консультирование обучающихся с целью оказания помощи в избавлении от стресса, моральной и психологической разгрузки (во взаимодействии с родителями, при необходимости с педагогом-психологом, психиатром, невропатологом, наркологом);
–взаимодействие с классными руководителями (кураторами групп) в рамках социальной адаптации обучающихся;
– установление (при необходимости) контакта с семьей обучающегося;
– защита прав обучающегося – вмешательство и привлечение родителей к ответственности за отстранение от воспитания.
8. Работа с обучающимися-сиротами, обучающимися, оставшимися без попечения родителей:
– установление контакта с родственниками опекаемых и их опекунами;
– помощь в оформлении документов;
– взаимодействие со специалистами по опеке и попечительству;
– посещение места жительства обучающегося (проживающего в общежитии) с целью изучения условий проживания.
9. Работа с малообеспеченными и многодетными семьями:
– изучение семей обучающихся с целью выявления малообеспеченных, многодетных, неполных, а также социально неблагополучных семей, семей находящихся в социально опасном положении;
– работа с обучающимися при взаимодействии с классным руководителем (куратором группы), педагогом-психологом, проведение индивидуального консультирования.
Нормативно-правовые акты, регламентирующие деятельность
социального педагога в ГОУ СПО «ПГМК им.Л.А. Тарсевича»
В своей профессиональной деятельности социальный педагог руководствуется:
1. Трудовым кодексом Приднестровской Молдавской Республики в действующей редакции;
2. Кодексом о браке и семье Приднестровской Молдавской Республики;
3. Законом Приднестровской Молдавской Республики от 27 июня 2003 года № 294-3-Ш «Об образовании» (САЗ 03-26);
4. Законом Приднестровской Молдавской Республики от 10 февраля 2005 года № 529-3-Ш «Об образовании лиц с ограниченными возможностями здоровья (специальном образовании)» (САЗ 05-7);
5. Законом Приднестровской Молдавской Республики от 16 ноября 2005 года № 665-З-III «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» (САЗ 02-1);
6. Законом Приднестровской Молдавской Республики от 27 июля 2010 года № 159-З-IV «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» (САЗ 10-30);
7. Законом Приднестровской Молдавской Республики от 27 июля 2010 года № 158-З-IV «Об организации и осуществлении деятельности по опеке (попечительству) в Приднестровской Молдавской Республике» (САЗ 10-30);
8. Законом Приднестровской Молдавской Республики от 15 июля 2011 года № 116-З-V «Об основных гарантиях прав ребенка в Приднестровской Молдавской Республике» (САЗ 11-28);
9. Законом Приднестровской Молдавской Республики «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию» от 20 июня 2012 года № 97-З-V (САЗ 12-26);
10. Законом Приднестровской Молдавской Республики «О государственной поддержке молодых семей по приобретению жилья» от 14 февраля 2020 года № 22-З-VI (САЗ 20-7);
11. Указом Президента Приднестровской Молдавской Республики «Об основных направлениях государственной политики в отношении молодой семьи» от 27 июля 2009 года № 508 САЗ 08-31 (САЗ 02-360);
12. Постановлением Правительства Приднестровской Молдавской Республики от 22 июня 2018 года № 218 «Об утверждении Положения о комиссиях по защите прав несовершеннолетних» (САЗ 18-25);
13. Постановлением Правительства Приднестровской Молдавской Республики от 7 декабря 2020 года № 432 «Об утверждении Положения о порядке организации межведомственного взаимодействия органов и учреждений по раннему выявлению и учету неблагополучных семей, семей, находящихся в социально опасном положении, имеющих детей, права и законные интересы которых нарушены, и профилактике социального сиротства» (САЗ 20-50);
14. Постановлением Правительства Приднестровской Молдавской Республики от 19 января 2021 года № 21 «Об утверждении Концепции государственной семейной политики Приднестровской Молдавской Республики на 2021-2026 годы» (САЗ 21-3);
15. Приказом Министерства просвещения Приднестровской Молдавской Республики от 24 апреля 2002 года № 263 «О порядке выплаты денежных средств для питания, приобретения одежды, обуви, мягкого инвентаря на детей, находящихся под опекой (попечительством)» (САЗ 02-36);
16. Приказом Министерства Просвещения Приднестровской Молдавской Республики от 13 мая 2015 года № 468 «Об утверждении Типовой должностной инструкции социального педагога в организации образования Приднестровской Молдавской Республики» (САЗ 15-20);
17. Приказом Министерства просвещения Приднестровской Молдавской Республики от 19 июня 2015 года № 614 «Об утверждении Положения о порядке деятельности Совета по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних в организациях общего и профессионального образования Приднестровской Молдавской Республики»;
18. Приказом Министерства просвещения Приднестровской Молдавской Республики от 10 мая 2018 года № 421 «Об утверждении примерных Положений, обеспечивающих сопровождение воспитательного процесса в организациях среднего профессионального образования Приднестровской Молдавской Республики»;
19. Приказом Министерства просвещения Приднестровской Молдавской Республики от 4 февраля 2021 года № 59 «Об организации межведомственного взаимодействия по раннему выявлению и учету неблагополучных семей, семей, находящихся в социально опасном положении, имеющих детей, права и законные интересы которых нарушены, и профилактике социального сиротства в системе образования Приднестровской Молдавской Республики»;
20. Приказом Министерства просвещения Приднестровской Молдавской Республики от 9 ноября 2021 года № 958 «Об утверждении формы Социального паспорта организации среднего профессионального образования Приднестровской Молдавской Республики»;
21. Приказом Министерства по социальной защите и труду Приднестровской Молдавской Республики от 20 ноября 2003 года № 634 «Об утверждении Методического Разъяснения «О порядке назначения и выплаты ежемесячного пособия на детей, достигших возраста 16 лет» (САЗ 03-49);
22. Приказом Министерства по социальной защите и труду Приднестровской Молдавской Республики от 29 января 2013 года № 9 «Об утверждении Положения о порядке назначения и выплаты государственных пособий гражданам, имеющим детей» (САЗ 13-10);
23. Приказом Министерства по социальной защите и труду Приднестровской Молдавской Республики от 7 июня 2013 года № 59 «Об утверждении Положения «Об особенностях порядка обеспечения и исчисления пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам гражданам, подлежащим государственному социальному страхованию» (САЗ 13-49);
24. Приказом Министерства по социальной защите и труду Приднестровской Молдавской Республики от 16 января 2019 года № 16 «Об утверждении форм отчетности для территориальных отделов охраны прав семьи, опеки и попечительства, социальной помощи семьям в группе риска, ГУ, ГОУ, подведомственных Министерству по социальной защите и труду Приднестровской Молдавской Республики»;
25. Уставом и локальными правовыми актами организации среднего профессионального образования Приднестровской Молдавской Республики (в том числе Правилами внутреннего трудового распорядка, приказами и распоряжениями руководителя, настоящими методическими рекомендациями).
Работа социального педагога с обучающимися «группы риска»
1. Обучающиеся «группы риска» — это та категория детей, которая в силу определенных обстоятельств своей жизни подвержена негативным внешним воздействиям со стороны общества и его криминальных элементов, ставшими причиной дезадаптации несовершеннолетних.
2. В рамках социально-педагогического сопровождения обучающихся в организациях среднего профессионального образования к обучающимся «группы риска» можно отнести:
Критерии |
Обучающиеся «группы риска» |
Социальные критерии: обучающиеся, живущие в асоциальных, малообеспеченных семьях, с пренебрежительным или агрессивным отношением к ним окружающих |
- социально запущенные дети; - неблагополучная семья, отказавшаяся от исполнения родительского долга |
Учебно-педагогические критерии: обучающиеся имеют стойкую неуспеваемость, пропускают занятия без уважительной причины |
- педагогически запущенные обучающиеся; - обучающиеся хронически неуспевающие по всем или отдельным учебным дисциплинам |
Поведенческие критерии: обучающиеся имеющие стойкие нарушения поведения, испытывают трудности во взаимоотношениях |
- склонность к воровству, склонность к бродяжничеству; - девиантное поведение; - аддиктивное поведение; - деликвентное поведение; - асоциальное поведение; - сексуальные девиации; - склонность к суицидальному поведению |
3. В рамках осуществления социально – психолого - педагогического сопровождения обучающихся «группы риска» необходимо тесное взаимодействие классного руководителя (куратора группы), социального педагога, педагога-психолога. Данное взаимодействие обеспечивает эффективность работы по выявлению и сопровождению обучающихся «группы риска». О проблемах обучающихся классный руководитель (куратор группы) сообщает социальному педагогу и педагогу-психологу. На основе анализа полученной информации специалисты сопровождения совместно разрабатывают план индивидуальной работы с обучающимся.
4. Основные задачи, которые решает социальный педагог в рамках социально-педагогического сопровождения обучающихся «группы риска» в организации образования:
- формирует списки «группы риска»;
- выявляет социальные причины дезадаптации обучающихся «группы риска»;
- организует и координирует комплексную работу по профилактике и коррекции поведения обучающихся «группа-риска»;
- изучает условия жизни в семье и жилищно-бытовые условия обучающегося;
- анализирует участие родителей в воспитании обучающегося;
- ведет контроль за успеваемостью, посещаемостью учебных занятий и занятостью обучающихся «группы риска»;
-организует профилактическую индивидуальную работу с обучающимся и его родителями (законными представителями);
-поддерживает обучающихся, попавших в экстремальные ситуации;
- организует помощь обучающимся, которые имеют проблемы со здоровьем и поведением, проблемы во взаимоотношениях с родителями и сверстниками (в рамках своей компетенции);
- осуществляет межведомственное взаимодействие с органами здравоохранения, социальной защиты, опеки и попечительства, специалистами КЗПН, сотрудниками ИДН;
- принимает участие в заседании Совета по профилактике организации образования по вопросу постановки и снятия обучающегося с внутреннего профилактического учёта.