Главным требованием к современному образованию в Приднестровской Молдавской Республике является обеспечение доступности качественного образования, которое связывается с такими понятиями, как здоровье, социальное благополучие, самореализация и защищенность ребенка в образовательной среде.

Социальный педагог в организации среднего профессионального образования – это специалист-профессионал, который призван обеспечивать взаимодействие семьи, организации образования, различных социальных институтов в воспитании обучающегося, помогающий ему, адаптироваться в сложных современных условиях.

Социальный педагог – это, прежде всего посредник, связующее звено между обучающимся и организацией образования, государственно – общественными службами, организациями, учреждениями, призванными заботься о человеке, его семье. Одновременно он – защитник интересов обучающегося и его законных прав.

 Цель деятельности социального педагога в организации образования -создание благоприятных условий для развития личности обучающегося: физического, социального, духовно-нравственного, интеллектуального; оказание обучающемуся комплексной помощи в саморазвитии, самореализации, профессиональном становлении; защита обучающегося в его жизненном пространстве.

Основными направлениями работы по социально-педагогическому сопровождению образовательного процесса являются:

1. Защита социальных и образовательных прав обучающегося и его семьи:

– выявление и поддержка обучающихся, нуждающихся в социальной защите, опеке, попечительстве (дети – сироты, дети, оставшиеся без попечения родителей, обучающиеся с ОВЗ, обучающиеся из социально-неблагополучных семей);

– защита прав и интересов обучающихся (обращение особого внимания на оказавшихся в трудной жизненной ситуации) в различных инстанциях (педсовет, Совет по профилактике правонарушений, Комиссия по защите прав несовершеннолетних, инспекция по делам несовершеннолетних, суд, прокуратура и т. д.);

– защита и индивидуальная работа с обучающимися, подвергающихся насилию и агрессии со стороны взрослых.

  1. Социально-педагогическое исследование с целью выявления социальных и личностных проблем обучающихся:

– проведение социальной паспортизации обучающихся;

– изучение и анализ социально-бытовых условий и взаимоотношений в семьях обучающихся;

– социально-педагогическая диагностика с целью выявления личностных проблем обучающихся, семьи и др.

  1. Обеспечение социально-педагогической поддержки семьи в формировании личности обучающегося:

– раннее выявление неблагополучных семей;

– пропаганда здорового образа жизни в семье как необходимого условия успешной социализации обучающихся;

– психолого-педагогическое просвещение с целью создания оптимальных условий для взаимопонимания в семье, гармонизации детско-родительских отношений;

– духовно-ценностное просвещение;

– содействие включению родителей и лиц их заменяющих в учебно-воспитательный процесс;

– организация «круглых столов», семинаров, встреч для родителей, педагогов, обучающихся по социально-педагогической проблематике и др.

4. Социально-педагогическое консультирование:

– организация и проведение индивидуальных консультаций обучающихся, оказавшихся в трудных жизненных ситуациях;

– консультирование обучающихся по вопросам профессионально самоопределения;

– консультирование родителей, педагогов, классных руководителей (кураторов групп) по разрешению социально-педагогических проблем и др.

5. Социально-педагогическая профилактика и просвещение:

– раннее выявление и предупреждение фактов отклоняющегося поведения обучающихся;

– обеспечение профилактической и просветительской работы (с обучающимися, состоящими на различных видах учета («группа риска», внутренний учет, КЗПН, ИДН);

– организация превентивно-профилактической работы с обучающимися «группы риска»;

– способствование пропаганде здорового образа жизни;

– повышение уровня правовой грамотности обучающихся и их родителей с целью профилактики девиантного поведения;

– оказание психологической помощи и поддержки обучающимся испытывающих различные затруднения в системе отношений, которые вызывают дезадаптацию (болезнь, инвалидность, стресс и пр.).

6. Поддержка социальной деятельности обучающихся (в виде волонтерства, проектной деятельности):

– забота о больных, инвалидах и нуждающихся;

– благотворительные мероприятия для сверстников и людей пожилого возраста;

– благоустройство города, микрорайона, двора; охрана природы и памятников культуры;

– другие мероприятия, способствующие личностному и профессиональному самоопределению подростков и приобщающие их к общечеловеческим ценностям.

7. Социальная адаптация обучающихся с девиантным поведением:

– учет и контроль состояния дел обучающихся с девиантным поведением (составление списков, ведение индивидуальных карт сопровождения, планирование и проведение профилактической и просветительской работы с обучающимися (индивидуальной, групповой) склонными к девиантному поведению, и т. д.);

– наблюдение, беседы, интервьюирование и анкетирование подростков с целью выяснения причин их негативных поступков, помощь в устранении этих причин; 

– индивидуальное консультирование обучающихся с целью оказания помощи в избавлении от стресса, моральной и психологической разгрузки (во взаимодействии с родителями, при необходимости с педагогом-психологом, психиатром, невропатологом, наркологом);

–взаимодействие с классными руководителями (кураторами групп) в рамках социальной адаптации обучающихся;

– установление (при необходимости) контакта с семьей обучающегося;

– защита прав обучающегося – вмешательство и привлечение родителей к ответственности за отстранение от воспитания.

8. Работа с обучающимися-сиротами, обучающимися, оставшимися без попечения родителей:

– установление контакта с родственниками опекаемых и их опекунами;

– помощь в оформлении документов;

– взаимодействие со специалистами по опеке и попечительству;

– посещение места жительства обучающегося (проживающего в общежитии) с целью изучения условий проживания.

9. Работа с малообеспеченными и многодетными семьями:

– изучение семей обучающихся с целью выявления малообеспеченных, многодетных, неполных, а также социально неблагополучных семей, семей находящихся в социально опасном положении;

– работа с обучающимися при взаимодействии с классным руководителем (куратором группы), педагогом-психологом, проведение индивидуального консультирования.

Нормативно-правовые акты, регламентирующие деятельность

социального педагога в  ГОУ СПО «ПГМК им.Л.А. Тарсевича»

 

          В своей профессиональной деятельности социальный педагог руководствуется:

         1. Трудовым кодексом Приднестровской Молдавской Республики в действующей редакции;

  2. Кодексом о браке и семье Приднестровской Молдавской Республики;

         3. Законом Приднестровской Молдавской Республики от 27 июня 2003 года № 294-3-Ш «Об образовании» (САЗ 03-26);

         4. Законом Приднестровской Молдавской Республики от 10 февраля 2005 года № 529-3-Ш «Об образовании лиц с ограниченными возможностями здоровья (специальном образовании)» (САЗ 05-7);

5. Законом Приднестровской Молдавской Республики от 16 ноября 2005 года № 665-З-III «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» (САЗ 02-1);

6. Законом Приднестровской Молдавской Республики от 27 июля 2010 года № 159-З-IV «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» (САЗ 10-30);

7. Законом Приднестровской Молдавской Республики от 27 июля 2010 года № 158-З-IV «Об организации и осуществлении деятельности по опеке (попечительству) в Приднестровской Молдавской Республике» (САЗ 10-30);

8. Законом Приднестровской Молдавской Республики от 15 июля 2011 года № 116-З-V «Об основных гарантиях прав ребенка в Приднестровской Молдавской Республике» (САЗ 11-28);

9. Законом Приднестровской Молдавской Республики «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию» от 20 июня 2012 года № 97-З-V (САЗ 12-26);

        10. Законом Приднестровской Молдавской Республики «О государственной поддержке молодых семей по приобретению жилья» от 14 февраля 2020 года № 22-З-VI (САЗ 20-7);

11. Указом Президента Приднестровской Молдавской Республики «Об основных направлениях государственной политики в отношении молодой семьи» от 27 июля 2009 года № 508 САЗ 08-31 (САЗ 02-360);

12. Постановлением Правительства Приднестровской Молдавской Республики от 22 июня 2018 года № 218 «Об утверждении Положения о комиссиях по защите прав несовершеннолетних» (САЗ 18-25);

13. Постановлением Правительства Приднестровской Молдавской Республики от 7 декабря 2020 года № 432 «Об утверждении Положения о порядке организации межведомственного взаимодействия органов и учреждений по раннему выявлению и учету неблагополучных семей, семей, находящихся в социально опасном положении, имеющих детей, права и законные интересы которых нарушены, и профилактике социального сиротства» (САЗ 20-50);

14. Постановлением Правительства Приднестровской Молдавской Республики от 19 января 2021 года № 21 «Об утверждении Концепции государственной семейной политики Приднестровской Молдавской Республики на 2021-2026 годы» (САЗ 21-3);

15. Приказом Министерства просвещения Приднестровской Молдавской Республики от 24 апреля 2002 года № 263 «О порядке выплаты денежных средств для питания, приобретения одежды, обуви, мягкого инвентаря на детей, находящихся под опекой (попечительством)» (САЗ 02-36);

16. Приказом Министерства Просвещения Приднестровской Молдавской Республики от 13 мая 2015 года № 468 «Об утверждении Типовой должностной инструкции социального педагога в организации образования Приднестровской Молдавской Республики» (САЗ 15-20);

17. Приказом Министерства просвещения Приднестровской Молдавской Республики от 19 июня 2015 года № 614 «Об утверждении Положения о порядке деятельности Совета по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних в организациях общего и профессионального образования Приднестровской Молдавской Республики»;

18. Приказом Министерства просвещения Приднестровской Молдавской Республики от 10 мая 2018 года № 421 «Об утверждении примерных Положений, обеспечивающих сопровождение воспитательного процесса в организациях среднего профессионального образования Приднестровской Молдавской Республики»;

19. Приказом Министерства просвещения Приднестровской Молдавской Республики от 4 февраля 2021 года № 59 «Об организации межведомственного взаимодействия по раннему выявлению и учету неблагополучных семей, семей, находящихся в социально опасном положении, имеющих детей, права и законные интересы которых нарушены, и профилактике социального сиротства в системе образования Приднестровской Молдавской Республики»;

20. Приказом Министерства просвещения Приднестровской Молдавской Республики от 9 ноября 2021 года № 958 «Об утверждении формы Социального паспорта организации среднего профессионального образования Приднестровской Молдавской Республики»;

21. Приказом Министерства по социальной защите и труду Приднестровской Молдавской Республики от 20 ноября 2003 года № 634 «Об утверждении Методического Разъяснения «О порядке назначения и выплаты ежемесячного пособия на детей, достигших возраста 16 лет» (САЗ 03-49);

22. Приказом Министерства по социальной защите и труду Приднестровской Молдавской Республики от 29 января 2013 года № 9 «Об утверждении Положения о порядке назначения и выплаты государственных пособий гражданам, имеющим детей» (САЗ 13-10);

23. Приказом Министерства по социальной защите и труду Приднестровской Молдавской Республики от 7 июня 2013 года № 59 «Об утверждении Положения «Об особенностях порядка обеспечения и исчисления пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам гражданам, подлежащим государственному социальному страхованию» (САЗ 13-49);

24. Приказом Министерства по социальной защите и труду Приднестровской Молдавской Республики от 16 января 2019 года № 16 «Об утверждении форм отчетности для территориальных отделов охраны прав семьи, опеки и попечительства, социальной помощи семьям в группе риска, ГУ, ГОУ, подведомственных Министерству по социальной защите и труду Приднестровской Молдавской Республики»;

25. Уставом и локальными правовыми актами организации среднего профессионального образования Приднестровской Молдавской Республики (в том числе Правилами внутреннего трудового распорядка, приказами и распоряжениями руководителя, настоящими методическими рекомендациями).

  Работа социального педагога с обучающимися «группы риска»

1. Обучающиеся «группы риска» — это та категория детей, которая в силу определенных обстоятельств своей жизни подвержена негативным внешним воздействиям со стороны общества и его криминальных элементов, ставшими причиной дезадаптации несовершеннолетних.

2. В рамках социально-педагогического сопровождения обучающихся в организациях среднего профессионального образования к обучающимся «группы риска» можно отнести:

Критерии

Обучающиеся «группы риска»

Социальные критерии: обучающиеся, живущие в асоциальных, малообеспеченных семьях, с пренебрежительным или агрессивным отношением к ним окружающих

-         социально запущенные дети;

-         неблагополучная семья, отказавшаяся от исполнения роди­тельского долга

Учебно-педагогические критерии: обучающиеся имеют стойкую неуспеваемость, пропускают занятия без уважительной причины

-         педагогически запущенные обучающиеся;

-         обучающиеся хронически неуспевающие по всем или отдельным учебным дисциплинам

Поведенческие критерии: обучающиеся имеющие стойкие нарушения поведения, испытывают трудности во взаимоотношениях

-         склонность к воровству, склонность к бродяжничеству;

-         девиантное поведение; 

-         аддиктивное поведение;

-         деликвентное поведение;

-         асоциальное поведение;

-         сексуальные девиации;

-         склонность к суицидальному поведению

3. В рамках осуществления социально – психолого - педагогического сопровождения обучающихся «группы риска» необходимо тесное взаимодействие классного руководителя (куратора группы), социального педагога, педагога-психолога. Данное взаимодействие обеспечивает эффективность работы по выявлению и сопровождению обучающихся «группы риска». О проблемах обучающихся классный руководитель (куратор группы) сообщает социальному педагогу и педагогу-психологу. На основе анализа полученной информации специалисты сопровождения совместно разрабатывают план индивидуальной работы с обучающимся.

4. Основные задачи, которые решает социальный педагог в рамках социально-педагогического сопровождения  обучающихся «группы риска» в организации образования:

- формирует списки «группы риска»;

- выявляет социальные причины дезадаптации обучающихся «группы риска»;

- организует и координирует комплексную работу по профилактике и коррекции поведения обучающихся  «группа-риска»;

- изучает условия жизни в семье и жилищно-бытовые условия обучающегося;

- анализирует участие родителей в воспитании обучающегося;

- ведет контроль за успеваемостью, посещаемостью учебных занятий и занятостью обучающихся «группы риска»;

-организует профилактическую индивидуальную работу с обучающимся и его родителями (законными представителями);

-поддерживает обучающихся, попавших в экстремальные ситуации;

- организует помощь обучающимся, которые имеют проблемы со здоровьем и поведением, проблемы во  взаимоотношениях с родителями и сверстниками (в рамках своей компетенции);

- осуществляет межведомственное взаимодействие с органами здравоохранения, социальной защиты,  опеки и попечительства,  специалистами КЗПН, сотрудниками ИДН;

- принимает участие в заседании Совета по профилактике организации образования по вопросу постановки и снятия обучающегося с внутреннего профилактического учёта.